Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 35 за октябрь 2005 года.

 •• Семирадский входит в моду

Кончилось лето, а с ним и мертвый сезон в кировских музеях. И первое же мероприятие в художественном им. Васнецовых носит подчеркнуто торжественный и знаковый характер - русские академисты об Италии, из фондов кировского и пермского музеев, а также - самое главное - Третьяковки.

Сейчас все российские музеи стараются показать свои богатства "на выезде", так что такие объединенные выставки - в мейнстриме. Из Перми привезли более-менее известного Семирадского, и к радости уж совсем тонких ценителей - братьев Сведомских, которых знают лишь в весьма узком кругу.

Поздний академизм (нашедший свое продолжение в 20 веке в модерне и салонном искусстве) в живописи этих художников - это особое очарование местного климата, солнца, водопадов, благостно-веселого настроя аборигенов и конечно же прекрасных италийских дев... Упоение всей этой красотой без традиционно российского "мрачняка".

Алексей Исупов, гордость вятского художественного музея, давно не показывался в его залах. А теперь он, безусловно, украшение всей выставки. Правда, в академическую традицию его можно вписать весьма условно, разве как салонного художника, воспевшего все ту же радость бытия - годы его жизни в Италии с 26-го и до кончины, видимо, не располагали к унынию (в этой прекрасной стране сын вятского иконописца сразу же обрел славу, однако и его здесь критиковали за обилие черного цвета: мол, не в традиции).

А что такое есть салонное искусство, издавна хулимое в России начиная с передвижников, и не пора ли его в наше время реабилитировать? По мнению зам. директора музея по развитию Надежды Коровиной, давно пора - потому неплохо бы и нам научиться радоваться жизни.

Положительно, такое искусство, напоминающее о приятно проведенном отпуске где-нибудь в Венеции, придется по вкусу новому классу - вятской буржуазии, для которой было устроено специальное открытие выставки с фуршетом, отдельно от народа и журналистов. Последних, надо сказать, это сильно задело. И правда - получилось как-то не по-советски, но зато стратегически правильно: руководство давно пытается заручиться поддержкой большого бизнеса и формирует т. н. "общество друзей музея". Что в свете грядущего - на новый 2006 год - сокращения бюджетных ассигнований на культуру вполне объяснимо. Приближается ведь юбилей музея и много других амбициозных мероприятий.

Журналистам тоже подсластили пилюлю - вручили красивые буклеты о выставке и щедро поделились планами на будущее.

  Мэри ЛАЗАРЕВА

 •• Три дня цветения Отдельно от "сказок об Италии", в верхней галерее на три дня обосновалось недолговечное, но прекрасное искусство Ирины Созиновой, флориста. Как всякий художник, она воспринимает жизнь через образы, и вот результат ее путешествий - мир через форму растения.

Совершенно неожиданные композиции, навеянные посещением российских городов и разных стран, построены на пространственном каркасе из лозы, произвольно взятых обрубков, спилов. И чем безыскуснее такие объекты, чем больше в них простых природных материалов, тем они эффектней: к примеру, гобелены из горизонтальных пучков сухой травы, геометрические формы из зеленого мха. Последние хороши и тем, что не увянут и, наверное, могли бы украсить некий дом в стиле фолк.

....А пока живые цветы еще не поникли, здесь свежесть и такой опьяняющий дух, что голова идет кругом.



Hазад