Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 8 за август 1998 года.

Из жизни

 •• Страсти по Октябрьскому. Часть 2

Продолжив наше расследование о причинах возникновения идеи реконструкции Октябрьского проспекта, мы установили, что впервые она появилась в Генплане реконструкции города Кирова, который в 1993 году разработали специалисты Санкт-Петербургского Института урбанистики. Это заведение, как известно, психологией жителей не интересуется, для него наша Вятка - всего лишь абстрактный объект реконструкции. За прошедшие годы Генплан значительно устарел, поэтому сегодня над корректировкой питерских идей работает местная горархитектура.

Предыдущая городская администрация реконструкцией проспекта вплотную не занималась, очевидно, полагая, что в городе есть дела поважнее. Теперь же в интервью газете "Вести" главный архитектор города Владимир Шибанов публично заявил, что реконструкция будет проведена. На наш взгляд, в этой ситуации корректней прозвучали бы не столь категоричные установки, а фразы типа "предполагается". Почему?

Во-первых, в этой истории не сказали еще своего слова "зеленщики". Ни кафедра ботаники педуниверситета, которой поручена инвентаризация зеленых насаждений, ни горзеленстрой, ни комитет по охране природы. А опытные архитекторы и строители знают, какими последствиями сегодня чревата вырубка хотя бы пары зрелых деревьев в черте города: из-за таких дел не раз приходилось корректировать проекты строительства разных объектов. Меж тем первоначальный, "черновой" план реконструкции бульвара предполагает вырубку деревьев без их последующего возобновления (или лить с частичными посадками).

Во-вторых (повторим еще раз), "за уши" притянута и искусственно раздута транспортная проблема: по данным института "Кировпроект", за 60 минут только в одну сторону по Октябрьскому проспекту в районе ЦУМа проходит в часы "пик" 1134 автомобиля (из них 824 легковых и 310 грузовых, включая автобусы и троллейбусы).

По формуле, известной любому проектировщику, можно рассчитать, что при подобной интенсивности движения проспект является "магистральной улицей общегородского значения с регулируемым движением 3 категории". Всего лишь. А ведь есть еще вторая, и даже первая, когда автомобилям в пробках не протолкнуться! Тем более что при вводе нового моста тот же Генплан предусматривает объездную дорогу для грузового транспорта. Что КамАЗам в центре делать? В Москве вы их видали, в пределах Садового кольца? А если очень нужно - плати в казну и получай разовый пропуск.

С легковыми тоже не приперло, даже в перспективе. Да к тому времени, возможно, половина хрущоб на проспекте будет расселена и занята под офисы и магазины - благо, тенденция уже просматривается. А проблему надо решать, когда она назрела (и когда деньги есть), а не готовить заранее бордюрный камень, а потом сетовать: вот, мы его положим, а потом народ машин накупит - мы что, перекладывать будем? Называется - стратегия... Изобретательные вы наши!

Да и не такой у нас "крутой" город, чтобы дословно выполнять условия СНиП 2.07.01-89, где предусмотрены для магистральных улиц 4-8 (!) полос движения с шириной полосы 3,5 метра. Все равно не получится.

О денежных затратах поговорим отдельно в следующих выпусках. Теперь, справедливости ради, скажем о положительных моментах "перестройки". Действительно, из 12 бульваров проспекта половина засажена тополями (остальные - яблонями, боярышником, липой и кленом). Вырубку тополей можно только приветствовать. С другой стороны, загазованный бульвар сегодня не лучшее место для отдыха на скамейках, особенно для молодых мам с колясками. А на трехметровый, "суженный" бульвар скамейки, естественно, не втиснуть - прохожим едва разойтись бы.

Слабоватые, прямо скажем, аргументы. Тополя можно (да и дешевле) просто заменить на приличные деревья (еще и на цветы останется, ведь были!). А и на скамьях посидеть временами хочется - во дворах-то бардак и шпана. Ведь привычки людей десятилетиями вырабатывались.

Конечно, если постараться, можно научно обосновать, что и Гоголевский бульвар в столице, и Лиговский в Петербурге утратили свое "рекреационное" предназначение, и их надо сузить. Однако попробуйте сей проект в жизнь претворить! Символы городов создаются не один год. Тут уж при "перестройке" не семь, а все сто семь раз отмерить надо.

Кстати, подтвердилось и другое наше предположение - о "памятнике рукотворном". Действительно, когда на недавнем совещании в мэрии возникли "вопросы" по реконструкции Октябрьского проспекта, один очень важный чиновник заявил: "Должны же мы после себя чего-нибудь оставить!" Вот вам и повод для соображений с последствиями! Как говорится, благими намерениями выложена дорога в ад.

Пока же подготовка к реконструкции проспекта идет в полный рост. Заказаны бордюры (бетонные, вместо гранитных по плану). И, говорят, будут чугунные решетки...

Такое впечатление, что затаился наш город в промозглом сумраке дождливых августовских ночей. Притих, ожидая очередного удара - в спину, в самый позвоночник. Вот только чем будет нанесен этот удар - скальпелем умелого хирурга или ножом варвара?

   Евгений ПЯТУНИН

Р.S. В следующих выпусках мы познакомим вас с письмами и мнениями жителей города. Кроме того, в ближайшие дни в городской администрации должно состояться очередное совещание по вопросу реконструкции Октябрьского проспекта. Может быть, власти наши наконец перестанут притворяться глухонемыми?

Номер от 21.08.1998


Hазад