Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 10-1 за февраль 1998 года.

Экономика

 •• Мама ела <Раму>

 А ни один работник маргаринового завода <Раму> не купит, потому что не знает, из чего она сделана Сто лет назад французы изобрели маргарин. Конечно, это был не тот маргарин, к которому мы привыкли, а просто смесь свиного жира и растительного масла. Идея была - накормить всех, чтобы по утрам на столе даже у каждого бедняка был бутерброд с заменителем масла коровьего. Позднее идея получила развитие, и в странах, страдающих от изобилия продуктов, маргарин стали рекламировать, чтобы люди так беззастенчиво не жирели. И в странах с талонно-карточной системой распределения продовольствия маргарин тоже рекламировали, потому что масла на всех не хватало. Поэтому в России в 20-30-е годы бурно росли маргариновые заводы, особенно в Москве, Петербурге и прочих индустриальных центрах.

Но это тоже был еще не тот маргарин. Многие помнят этот продукт детства - серого цвета субстанцию, растекающуюся по сковородке грязно-желтой лужей, в которой шипели и брызгались капли воды. Хотя на этой штуковине все пригорало, но и на подсолнечном масле из-за его запаха жарить было еще хуже. А другой продукт эпохи - комбижир - не всегда был в продаже, поэтому несколько поколений российских хозяек мучилось в маргариновом чаду.

Не из-за этого ли некулинарного <амбре> и возник слушок, что маргарин у нас делают из нефти? И вообще, когда мы догоним и перегоним <Раму>? И почему экспансия импортного маргарина на наш рынок в позапрошлом году составляла 45, а в прошлом все 65% ? В поисках ответа на эти и другие вопросы наши корреспонденты оказались на Кировском маргариновом заводе, где в связи с этим состоялся импровизированный <круглый стол>. В разговоре приняли участие гл.инженер Лемеш Аркадий Андреевич, зам. по коммерции Чалков Сергей Ефимович, начальник технологического отдела Никулина Людмила Ивановна, начальник лаборатории Хорошавина Светлана Валентиновна и менеджер по рекламе Родионова Елена Михайловна.

Корр. - Насчет нефти - это правда?

- (бурное негодование). Вы не первые это спрашиваете. Даже на экскурсиях, которые к нам приходят, задают подобные вопросы. Все дело не только в скверном запахе маргарина прошлых лет. Еще в начале 50-х годов в школах изучали предмет <неживая природа>. И в учебнике была схема - что делается из нефти. И какой-то идиот вписал туда маргарин. В схеме был стеарин, и решили, что маргарин из того же ряда...

Еще сбивает с толку людей то, что к нам на завод приходят цистерны с надписью <нефть>. Дело в том, что все цистерны в стране замаркированы таким образом. Если написать там, например, <спирт>, то естественно, что продукт не дойдет до потребителя. То же самое будет с нашим сырьем - маслом, или, как оно по технологии называется - <саломасом>, смеси растительного сала и масла.

- А как вы делаете вашу продукцию ?

- Сейчас у нас на заводе самое современное в мире оборудование, на котором выпускается маргарин. Это оборудование фирмы <Альфа-Ла-валь>. Не многие заводы в России такое имеют. Поэтому наш маргарин давно уже не имеет постороннего привкуса и запаха. Это достигается благодаря рафинации - предварительной очистке, и дезодорации - окончательной очистке продукта. Кроме того, мы применяем новые технологии и при выпуске других пищевых продуктов - майонеза и растительного масла. Для примера, мы освоили процесс вымораживания масла, что позволит убрать мутную сеточку, которая портила внешний вид продукта.

- Значит ли это, что продукция вашего в общем-то провинциального завода может конкурировать со всемирно известной <Рамой>?

- Мы никогда не купили бы <Раму>, хотя бы потому, что не знаем, из чего она сделана. В этот маргарин добавлены ароматизаторы. Наши маргарины, хотя и ниже <Рамы> по содержанию жира, не уступают ей по пластичности и вкусу. Просто мы пока не имеем возможности проводить такие широкомасштабные рекламные кампании. Хотя постоянно проводим дегустационные дни, после которых еще раз связываем органолептические (вкусовые) восприятия с физико-химическими показателями. И в этом плане наша продукция, по крайней мере, не уступает импортной.

- Надо ли полагать, что в связи с экспансией на российский рынок импортных маргаринов и майонезов просматривается та же тенденция, что и с сахаром: товар продается по демпинговым ценам, дешевле, чем в мире, чтобы подорвать местных производителей. А потом цены возрастут?

- Такое можно предположить., Впрочем, рынок заполняют не только импортные, но и в какой-то степени российские продукты. И даже в этом случае мы не всегда конкурентоспособны, потому что цены на сырье постоянно растут, и растет цена продукции. А, к примеру, Нижегородский комбинат выпускает более дешевую продукцию, так как или играет на более крупных объемах производства, или имеет запасы сырья. Но и на та продукция пользуется спросом во многих регионах России. Идет здоровая конкуренция.

- Какие у вас на предприятии самые большие проблемы?

- Главная наша проблема - сбыт. Вторая - удорожание сырья. Из-за всего этого на предприятии задействовано около 20 процентов мощностей, и мы иногда вынуждены работать неполную неделю. В то же время удается сохранить коллектив завода, около 200 человек. Все получают зарплату, и если вы сравните вечером у проходной наш народ с другими, то наши веселее и с большей надеждой глядят в будущее.

- А от маргарина и майонеза их с души не воротит ?

- Нет. Все любят родную продукцию и всегда покупают только ее в заводском магазине. Наши люди знают, что сегодняшний маргарин - это не заменитель масла, а самостоятельный продукт. Такова динамика производства. И употреблять отдельные сорта можно всем. Например, верующим во время постов - это не противоречит христианским нормам, так как продукт не содержит животных жиров. Кстати, наливные, мягкие маргарины для жарки не предназначены - сообщаем для тех, кто не знает. Лучший предмет для этого - растительное сало, экологически чистый продукт, фракция растительного масла. Жаль, что об этом мало известно. Да и к маргаринам нашим, типа <провансаль>, привыкли - к жидким и сладким, типа <Кальве>, тоже надо приноравливаться. И горчицу у нас любят традиционную, ядреную, такую, как мы выпускаем, без всяких добавок и консервантов...

... Помните, читатель, детскую сказку про Тима Талера или проданный смех ? Как там мальчик придумал заворачивать плохой маргарин в красивую обертку, и фирма сразу получила сверхприбыли. Для многих бизнесменов в детстве это был первый урок маркетинга. Теперь, как вы убедились после встречи с производителями нашего маргарина, такие номера не проходят. В принципе, все товары хороши, а уж какой маргарин или майонез выбирать, решайте сами.

   Евгений ПЯТУНИН


Номер от 06.02.1998


Hазад