Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 16 за август 1997 года.

Экономика

 •• В Вятке началась <ТИХАЯ> НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Ни один из крупных недоимщиков в Кировской области пока не обменял свои долги федеральному бюджету (точнее, пятилетнюю рассрочку на их оплату) на залог контрольного пакета своих акций государству по 254-му правительственному постановлению.

Хотя в последние два месяца такую реструктуризацию местные фискальные органы предлагали провести не одному десятку предприятий. Два крупных недоимщика - АО <Кировский шинный завод> и АО <Кировэнерго> - провели даже эмиссии акций, после которых их уставные капиталы увеличились до величин, значительно перекрывающих их долги в федеральный бюджет.

Уставный капитал КШЗ в настоящее время равен 250 млрд руб. А задолженность в федеральный бюджет на 1 августа составляет 131 млрд руб. У <Кировэнерго> - долги в федеральный бюджет 46 млрд.руб., уставный капитал - 2,8 трлн руб. Правда, сумма недоимки дана без учета пени и штрафов.

Но дело не в этом. Мздоимцы опять просчитались. 254-е постановление хоть и не оговаривает величину долга в госказну, с которой недоимщика ставят в альтернативу - реструктуризация долгов в залог контрольного пакета акций государству или банкротство, но при реально образовавшейся возможности реструктуризации большинства предприятий, фискальные органы поняли, что получат национализацию всей страны. А вот этого правительство явно не планировало.

Относительно того,насколько предприятия готовы к реструктуризации долгов, по опыту общения с АО <Белка>, АО КШЗ и АО <Баско>, мы поняли, что они -готовы. И по части необходимости выполнения своих обязательств перед госказной, и по части обязательств перед собственниками АО.

Но между тем, 254-е постановление не может быть реализовано ни на одном предприятии области потому, что федеральная казна этим самым недоимщикам, как правило, должна больше, чем недоимщики должны казне. Здесь в расчет идут не только неоплаченные госзаказы, но и невыполненные обязательства по социальной сфере. А долги, например, <Баско> госказне (6 млрд.руб.) кажутся такими ничтожными Москве, что чиновникам просто не хочется заводить с ними канитель. Себе будет дороже. Потому что выяснится, что за содержание только одной соцсферы надо заплатить обувщикам 20 млрд руб.

Таким образом, реструктуризация по 254-му постановлению, была явно рассчитана на <крупняк>, вроде АвтоВАЗа и УАЗа. А вятский <крупняк> оказался законопослушнее государства. Однако, нельзя все же сказать, что фискалы поработали зря. Поступления в федеральный и областной бюджеты составили 72% от полугодового плана, что превышает аналогичные показатели прошлого года. Таким образом, повальная национализация вятских предприятий по причине страшного рвения мытарей нам не грозит.

Только слободская меховая фабрика <Белка> составляет исключение в ряду предприятий, не отдавших свой контрольный пакет государству за долги. Но условия готовящегося обмена не имеют ничего общего со схемой, предложенной правительством. <Белка> выпускает акции (объем эмиссии составляет 5 млрд.руб.) с последующей продажей этих акций администрации области. В свою очередь, администрация области намерена этими акциями рассчитаться с федеральным бюджетом по долгам <Белки>, составляющим 9 млрд.руб. Никаких документов и объяснений на этот счет нам получить пока не удалось - все руководители областной ГНИ либо в отпусках, либо в командировках.

Уставный капитал <Белки> после второй эмиссии вырастет до 25 млрд руб., и государству после обмена долгов на акции новой эмиссии достанется 20%. Такого крупного пакета акций нет ни у одного из акционеров <Белки>.

Это первое акционерное общество области,<пустившее> в состав своих участников государство после приватизации в 92 году. Такую сделку администрация <Белки> заключила под обязательство властей забрать у нее соцсферу, содержание которой съедает большую часть ее прибылей (15 млрд руб. из 20 было потрачено на содержание социалки в прошлом году). <ВН> уже отмечал юридическую незаконность обеих обязывающихся по этой сделке сторон. Областная власть не вправе брать на себя выполнение обязательств муниципалитета г.Слободской по принятию соцсферы <Белки> с требованием реструктуризации ее долгов перед федеральным бюджетом в блокирующий пакет акций. А <Белка> не должна принимать таких условий.

Крупный акционер <Белки> и ее коммерческий директор Багама Джамалутдинов отнюдь не остался в накладе, обменяв свой пакет акций на лучшую часть <Белки> - производство меховых изделий из ценных пород меха - норки, белки и т.д. Это обстоятельство вызвало страшное раздражение фискальных органов.

Информацию о стоимости цеха, доставшегося г-ну Джамалутдинову, <ВН> не предоставили. Чистые активы фабрики после реструктуризации составляют 50 млрд руб.

Меховая фабрика <Белка> - далеко не единственный пример красногвардейской атаки администрации Сергеенкова на капитал. Желание управлять лучшими предприятими области через контрольный пакет акций (особенно сильное в отношении Кирово-Чепецкого химкомбината, мотивы которого <ВН> уже анализировал) вырастает в намерения администрации области контролировать предприятия, существующие только в планах. Об этих АО - см. ВН ь 15.

   Вера ЯКУБОВИЧ


Номер от 22.08.1997


Hазад