Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 20 за март 1996 года.

Из жизни

 •• Обзор читательской почты. <КТО ЕДЕТ, ТОТ И ПРАВИТ...>

И чего только, не увидишь и не услышишь в нашем общественном транспорте! Еду я недавно на <восьмом> троллейбусе. На остановке одна симпатичная дамочка громко так спрашивает через открывшиеся дверцы: <У маршала Конева стоит?> А разбитная кондукторша ей не менее громко отвечает: <Не знаю - не пробовала>. Пассажиры - мужики в хохот, женщины стыдливо потупились. Такой вот ядреный народный юмор!

Впрочем, когда дело касается нашего общественного транспорта, тут не до веселья. Только народ попривык к <пяти косым> за билет, как к Дню смеха городская администрация подготовила пассажирам свой скромный подарок - сотенную прибавку. Когда этот материал уже был набран, из мэрии поступило "радостное" известие: не 100, а 200. И снова всплеск эмоций, не столько даже из-за этой сотки, сколько в связи с соответствующим <улучшением обслуживания>. Вот очередной <вопль души> рядового пассажира.

<Я частный налогоплательщик. И всегда оплачиваю свой проезд в городском пассажирском транспорте. Но мне непонятно, почему я должна платить качественные деньги за то, что мне подсовывают осетрину второй свежести ? Согласитесь, то, как нас, пассажиров, возят в наших кировских автобусах и троллейбусах, хорошим обслуживанием не назовешь. Почему же за это мы должны еще и платить? Ведь если я, например, куплю в магазине некачественную вещь или продукт, я по закону имею право отдать ее обратно, и мне вернут мои честно заработанные деньги или обменяют тот испорченный продукт на новый, свежий. А как же тогда быть с транспортом, который ходит не по графику, из-за чего опаздываешь на работу, в котором тебя давят, как зубную пасту из тюбика, отрывают пуговицы, наступают на ноги... Да вы наверняка все это прекрасно знаете сами! И за все это с апреля мы будем должны платить на 100 рублей больше. Как вам это нравится..! Это ли не настоящее издевательство над людьми? А вам, уважаемый мэр города господин Клевачкин, доверено заботиться о благосостоянии своих граждан. Вот где огромное, непаханное поле деятельности, за успехи на котором сотни тысяч кировчан сказали бы вам спасибо. А пока вот, увы, и хотели бы, дане могут. Как вы считаете, что подумали или далее сказали вслух те десятки горожан, которые, стоя на остановке <Библиотека> в 7 часов 35 минут 13 марта сего года, проводили взглядом проходящий мимо и не остановившийся по причине набитости людьми автобус 51 маршрута ?А случилось это потому, что на линию не вышел всего один автобус и интервал движения в самое пиковое время составил 20 (!) минут>.

Вывешенные в салонах автобусов и троллейбусов ряда маршрутов длинные списки <категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд>, вызвали немало недоуменных вопросов у остальной категории, подобного права не имеющей: <Какая необходимость в том, чтобы работники некоторых государственных служб (например, инспекторы Центра стандартизации или инспекторы РТИ) ездили бесплатно? И таких учреждений масса. Причем, служащие в них получают далеко не самые низкие зарплаты в нашем городе>. Руководители мэрии и сам господин Клевачкин не раз публично сетовали на то, что это, дескать, федеральная проблема и на месте ее не решить. А, интересно, ставили ли подобный вопрос наши мэр и губернатор на их недавних встречах с президентом? Так нам и не удосужились сообщить, сколько наших с вами <налоговых> денег было пущено по ветру в ходе печально памятного <транспортного эксперимента> (на <научные исследования> специально приглашенной группы ученых и экономистов, на изменение маршрутов и графиков движения, на отмену и восстановление остановок, на введение службы кондукторов, окупающей себя далеко не на каждом маршруте, на насильственное и почти поголовное <экспрессное обслуживание>). И снова зуд экспериментаторства щекочет задницы в начальственных креслах: от <реорганизации> отцы города смело шагнули к <революционной перестройке>, задумав слить воедино троллейбусные и автобусные предприятия. Подлинную подоплеку подобного <реформаторства> вскрыли в своем коллективном письме в нашу редакцию за 453 (!) подписями работники Кировского троллейбусного управления: на этом <начнут греть руки паразитирующие структуры, доходы от транспортной работы попадут не к т6ц%, кто ее произвел, а к тому, кто управляет объединением>. Ветеран труда, разменявший восьмой десяток, Михаил Васильевич, из скромности (а может, и не только?!) просивший не называть его фамилию, в долгом телефонном разговоре со мной, оценивая транспортный, торговый, банковский и прочие <эксперименты> мэрии, сказал по-стариковски прямо: <В наши годы подобные вещи называли вредительством и карали соответственно!> Я же, отнюдь не тоскуя по сталинским временам, вспомнил анекдот про Хрущева: <Никита Сергеевич успел объединить туалет с ванной комнатой, но не успел совместить водопровод с канализацией>. Так что у <объединителей> и <слиятелей> из мэрии - широкий простор для дерзаний!

Автор приведенного выше письма Н.С. Прищепенок (а вместе с ней еще 12 <пассажиров автобуса 51>, поставивших свои подписи под этим посланием в нашу редакцию), вполне справедливо замечает: <Каждый пассажир, едущий в битком набитом транспорте в час пик, подскажет вам десятки способов, где найти те самые пресловутые деньги на покупку новых автобусов и ремонт старых (кстати, в соседней с нами Костроме проезд до сих пор стоит 300 рублей, а автобусы и троллейбусы ходят гораздо лучше, чем у нас в городе). А пока... тренировка мышц (чтобы не раздавили и не уронили), глазомера (чтобы первым оказаться, точно напротив двери в автобус), терпения (чтобы не нахамить в ответ пихающим тебя и наступающим тебе на ноги) и неугасимая надежда на то, что будет лучше, потому что пешком-то с одного края города на другой все равно не дойти...> Однако, у мэрских начальников с их персональными <Волгами> несколько другие транспортные проблемы. Городская Дума заслушала в последний день января сообщение своей комиссии <Об использовании служебного автотранспорта аппаратом городской администрации>. Постоянная контрольная комиссия Думы констатировала: <Распределение служебного транспорта в городской администрации произведено нерационально>. И далее: <Управление по делам муниципальной собственности не является органом городской администрации, финансируется из городского бюджета, собственно, и начальник управления Обжерин В. Б. работает не в штате городской администрации. Следовательно, использование им автомашины, находящейся на балансе городской администрации, является нарушением финансовой дисциплины>. Не вда^ ваясь в подробности, на каких условиях господин Обжерин (он же - вице-мэр) арендует у родной мэрии служебную <Волгу>, замечу, что пользоваться автомобилем находящегося под следствием бывшего вице-мэра А.Ю.Фельдмана - дурная примета. Установив жесткий график выхода на линии общественного транспорта и ограничив <последнюю ходку> автобусов и троллейбусов <детским временем> до 20-21 часа, горадминистрация к себе подобное планирование не применяет. На использование своего служебного транспорта она потратила в минувшем году 201 млн. 363 тыс. рублей, причем перепробег вылился в 33 млн. 826 тыс.рублей. Как там на гребне перестройки комсомол просил: <Партия, дай порулить!> А сейчас, похоже, приехали: <Станция Березай - хошь-не хоть, а вылезай...>

Прекрасный русский поэт Николай Рубцов пронзительно сказал: <Мы сваливать не вправе Вину свою на жизнь. Кто едет, тот и правит, Поехал, так держись! Я повода оставил, Смотрю другим вослед. Сам ехал бы и правил, Да мне дороги нет...>

Нет дороги и Валентине Ивановне Фукс с ул. Мира областного центра. А ведь дорога-то эта... до собственного садового участка. <Уважаемая редакция. Пишу вам впервые и очень волнуюсь. Может быть, через вашу газету услышат боль души, которая переполняет наше терпение, господа из мэрии Клевачкин, Ворончихин и губернатор. Три года тому назад наши дети (дочь и зять) взяли целинный участок земли в Исуповской. Мы с мужем - пенсионеры, и по силе возможности помогаем детям. Но с удорожанием транспорта ездить туда стало большой проблемой. В первые годы мы ездили от Дома техники, но потом стало уехать все труднее и труднее, особенно в выходные дни. Все автобусы идут переполненные и посадку не делают. Вынуждены стоять и ждать иногда по часу, поэтому мы стали доезжать на 36-ом маршруте до доручастка (сады <Дружба>), где останавливается больше автобусов, идущих на Н.Ивкино. Но картина там та же: стоит толпа народу с сумками и рюкзаками, с детьми, а автобусы идут переполненные. Стоишь иногда по два часа. Объясняется это тем, что проезд стал очень дорог, а от доручастка до Исуповской дешевле на 200-300 рублей. Утром обратно из Исуповской 105 идет пустой на начальную остановку. Я предлагаю сделать из одного автобуса 105-го маршрута <вертушку>: доручасток - Исуповская и обратно, хотя бы всего с 6-7 до 10.30-11 часов.

Хочу спросить у господина Ворончихина и начальника а/к 1217, как быть тем людям, которые не имеют льгот, молодым семьям, у которых небольшая зарплата, да и ту получают с задержкой?Давайте проанализируем, во что обойдется одна поездка из трех человек. По городу - 3 тысячи, пригородный - 12, получается - 15 тыс.рублей. А если два раза в неделю и больше, то разорение. Почему на детей-школьников цена билета, как на взрослого? У меня двое внучат, и если их не брать с собой, то они будут одни болтаться целый день без присмотра. Почему же в других городах эти проблемы решаются, а наша мэрия говорит, что не хватает средств на оплату транспорта?

Вот и думаешь, до чего мы дожили, как нас везде обманывают, грабят, и внутри все кипит от всех бед. Высшим чинам наше горе не понять при их миллионных зарплатах. Нас лишили всего: кино, театра, любимых газет и журналов, парикмахерских и многого другого, а сейчас лишают и поездки на садовые участки. Сиди дома и не езди, ведь каждая ягодка и морковка оборачиваются золотыми.

Прочитала в вашей газете статью <Выпьем, бедная старушка> - так я всю ночь не спала от такого беспредела, что чинят наши <благодетели>. Хочется кричать: да что же это такое! Помогите, спасите, куда мы идем?!Да кто услышит наш крик души в этих <мерседесах>?..

На свой же риторический вопрос Валентина Ивановна сама и отвечает: <Так далеки они - господа начальники - от наших бед и проблем>. Да, сказано было про декабристов, мол, <страшно далеки они от народа>. Однако, <новые русские>, пожалуй, еще подале будут. Так считает ветеран труда Розонова из г. Кирова, описывая сцену, невольной свидетельницей которой она стала. <Под вечер 11 января я оказалась около Дома культуры железнодорожников, куда катили <Волги> и иномарки с приглашенными на юбилей ЦУМа. Из машины вышел директор ЦУМа. Увидев бывшего своего работника, ныне пенсионера, около ДК, он спросил: <А вы что тут делаете?> Тот вопросом на вопрос ответил: <А вы почему не пригласили нас - пенсионеров, на чьих плечах строился ЦУМ?> Был дан ответ: <Мы пригласили на юбилей только своих>. <А мы что, чужие?> - спросил ошеломленный таким ответом человек, отошел в сторону, и видно было, как слезы потекли по его щекам.

Меня этот случай не оставил равнодушной, и я подошла к работникам, шедшим на торжественный вечер, и спросила, кто эти люди. Мне объяснили, что из машины вышел директор К.Н. Долгополое, а вторым человеком оказался пенсионер И.П.Вылегжанин. В ЦУМ он пришел задолго до его открытия, заложил фундамент, построил крупнейший магазин и остался там работать. На пенсию вышел три года назад (так мне сказали работники ЦУМа). Из беседы с ними я узнала что ни один старый работник - ныне пенсионер - не был <допущен> на этот праздник. Юбилей оказался без юбиляров.

Господин Долгополое, который на юбилей ,- пригласил только <своих>, сам отработал в ЦУМе всего семь лет (о чем писалось в печати). Как можно назвать таких людей? Их теперь называют <новые русские>. Какие же они новые ? Они те лее старые, но дорвавшиеся до власти и гребущие только под себя. Где у них сердце, совесть, человеческое отношение к пожилым людям ? Пожилые люди, отработав в ЦУМе много лет, стали для нынешнего руководства чужими. А что думают потому поводу сами пенсионеры ЦУМа? Он молчат. Большего унижения, мне кажется, нельзя придумать.

Прочитав это письмо и встретившись с его автором Розой Петровной, не поленившейся прийти в редакцию, чтоб ускорить его публикацию, я вспомнил, как недавно ехал на работу. Не в <Мерседесе> и не в служебной <Волге>, а на сорок восьмом автобусе. У ЦУМа зашла бабуля с котомками в обеих руках, и я чисто автоматически встал и уступил ей место. Так она на весь автобус стала меня благодарить. И <спасибо тебе, милый>, и <дай Бог тебе здоровья>. Мне даже неловко стало. И подумалось, до чего же наших стариков довели, если они обычную элементарную вежливость по отношению к ним или доброе слово в их адрес воспринимают, как дар Божий. Видать, все реже и реже видят доброе отношение и слышат доброе слово даже от своих близких.

Вот уж третью неделю через день-два ходит ко мне в редакцию инвалид 2 группы, пенсионерка Александра Филипповна с ул. Физкультурников. Жила она в четырехкомнатной квартире, воспитывала сирот - своих племянников. С ними - двумя племянниками и племянницей - и прописана. Да вот только жизни ей в своем родном дому не стало. По ее словам, племянник бил ее, пинал, сломал ногу. Обратилась она в милицию, было возбуждено уголовное дело 1611 в сентябре прошлого года, но так все и заглохло. После моих звонков выдали ей в Октябрьской прокуратуре официальную бумагу - отказ в возбуждении уголовного дела <ввиду отсутствия состава преступления>. А родственники тем временем сменили замок, и вынуждена Александра Филипповна скитаться по улицам. Как я понял, в милиции и прокуратуре считают, что наговаривает она на родственников и вообще - <немного не в себе>. У меня такого впечатления не сложилось, и по просьбе нашей редакции с этим делом обещали разобраться в областной прокуратуре.

А я в очередной ее визит смотрю на бережно хранимые ею в кармане пальто вытершиеся по углам бумажки - заключения врачей о полученных травмах, повестки к участковому, <отказное> из райпрокуратуры - и злюсь на себя, что помочь не в силах. А потому и обращаюсь к ее племяннику, не называя пока фамилии: <Андрей Валентинович, ну разберитесь же вы со своей тетушкой по-доброму, без милиции и прокуратуры. Даже если она и не совсем здорова, но ведь близкий вам человек, столько добра вам сделавший. А за добро добром платить положено. Задумайтесь над словами из поучения Владимира Мономаха, которые за девять без малого веков только ярче стали: <Уклонись, от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков>.

Последнее, кстати, и ко всем нам относится. На чем бы мы ни ездили: на служебной <Волге>, личном <Мерседесе> или в зачуханном автобусе...

   Валерий ФОКИН


Номер от 29.03.1996


Hазад