Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 20 за март 1996 года.

Культура

 •• ЛЮБОВЬ! О СКОЛЬКО В ЭТОМ ЗВУКЕ ПЛОВЧИХУ ГРЕЕТ И ПЛОВЦА!

 1 апреля - последний день выдвижения на литературную премию Букера

Кировское общество спасания на водах выдвигает на Букеровскую премию четвертый сборник стихов ТАТЬЯНЫ КОВРИЖНЫХ - <ЗАПЛЫВ ЛЮБВИ> (Кир.обл.тип., 1995, тир.1000).

В очередном сборнике Татьяны - 16 страниц, или 8 листочков. В контексте миниатюрного книжного формата название <Заплыв любви> читается как метафора любовной короткометражки, заплыва в ширину на узкой бассейной дорожке. Эту книжку-малютку проглатываешь спринтерски - на одном дыхании, и потом нутром чуешь, что она многих томов тяжелей.

Сборник насыщен любовью: существительное <любовь> склоняется здесь 11 раз, глагол <любить> спрягается 4 раза, а вот прилагательного <любимый> нет - вместо него более скромное <милый> и <любимая> (по разу). Однажды слово <любить> заменяется - в духе сексуальной революции XX века - словом <хотеть>: <Шепчу, кричу: -Хочу, хочу!..>

Любовное желание форсируется с помощью обильных восклицательных знаков и многоточий. Вот, к примеру, миниатюра из четырех чеканных строк: <Я прошу тебя, больше, молю! / Даже встану сейчас на колени... / Пусть растет наше чувство - люблю!!! / Без вопросов, без мук, без сомнений...> В подтексте содержится тонкая реминесценция, обыгрывающая строки известного романса: <Если женщина просит...>

Чувство лирической героини Коврижных настолько всепоглощающе, что для его выражелия не требуются сложные образы и рифмы. Здесь - любовь как таковая, любовь голая и простая, как правда. На этом афористичном, как у Пиросмани, примитивизме родился настоящий шедевр любовной лирики всего из четырех строк:

Не люби, меня так, как люблю я тебя.

Может в этом весь смак? Но, а может все зря?

В этой миниатюре концептуально все: отсутствие - в некоторых местах -знаков препинания, сквозная рифма <меня - я - тебя - зря>, очаровательная встреча двух близких союзов <но, а> - все это кодирует душевную сумятицу героини, борьбу и единство двух противоположностей -мужской и женской. Перед нами - сама формула любви...

В стихах Татьяны оправдана любая деталь, слова подогнаны, как в древних дворцах майя камни, между которыми не просунешь и иголку. Вчитайтесь в строки: <Чудодейственно действовали слезы> (именно так они и действуют), <Но рябина краснодейственная вся. / Да и та горчит с усталости дня> (тут хорош неологизм <краснодейственная>), <А на реке был рыбий клев> (какая точная подробность - клев именно рыбий, а не рачий или лягушачий).

А рифмы! В лапидарной поэтике Татьяны они органичны до кончиков ногтей. Ну, кто еще, кроме Коврижных, мог осмелиться на такие однокоренные рифмы, как <наговор - заговор>, <заставлена - представлена>, <узнать - распознать>, <нагадала - предугадала>? Это звучит не менее свежо и новаторски, чем знаменитая рифма Владислава Пластинина <мадонна - примадонна>.

Один к одному к рифмам и нетрадиционный синтаксис поэтессы - ее визитная карточка. Слова выливаются в стихотворение без оглядки на сковывающие правила грамматики - это бурный поток разорванного сознания человека конца XX века. Современный человек после смертоубийственных катаклизмов столетия потерял свою целостность, распался на атомы и архетипы - и пытается теперь склеить обломки по новым, изобретаемым на ходу законам. Для примера процитируем целиком стих Коврижных:

Как же много лета в осени

Мне Ведерка нагадала,

Как же много счастья в проседи

Мне любовь предугадала...

Запорошена, завьюжена,

Заметена и заставлена,

Что букет цветов сконфуженный

Вся печаль о том представлена.

Непрощенная в прощении -

Все обиды в страсти тая.

Огорченная в мучении;

Что фата из звезд играя...

Если первые четыре строки кристально понятны, то чем дальше читаешь, тем больше усложняемся связь сл.р - и даже запутывается, как весь наш век к концу его. Абсурд жизни адекватно передан с помощью новейшей абсурдистской эстетики. Чтобы так многослойно писать, требуется филигранное мастерство. И у Коврижных оно налицо.

Элеонора ЛЬВОВА, референт

Номер от 29.03.1996


Hазад