Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 20 за март 1996 года.

Самое важное

 •• Губернатору Десятникову Гражданский Кодекс - не указ

20 марта губернатор В.Десятников подписал сенсационное распоряжение <О предоставлении отсрочки по уплате задолженности по налоговым платежам> ( 365), по сути, отменяющее 855 статью Гражданского Кодекса.

Подобное распоряжение, принятое губернатором под давлением Совета хозяйственных руководителей области, тем не менее является едва ли не единственным для предприятий способом выплатить заработную плату. Распоряжение 365 действует только до 1 апреля. Однако, по сообщению заместителя главы департамента экономики обладминистрации Любови Куимовой, 1 апреля будет издано очередное распоряжение губернатора, продлевающего аналогичные льготы для предприятий, погашающих задолженность по зарплате и налогам.855 статья ГК, как известно, расчеты по зарплате для предприятий, страдающих дефицитом денежных средств, ставит на пятое место, после расчетов по судебным исполнительным листам (связанных с возмещением ущерба, причиненного здоровью, требований о взыскании алиментов, выходных пособий, вознаграждений, etс), после платежей в бюджет и внебюджетные фонды. А поскольку многие предприятия имеют огромные, все возрастающие с пенями долги перед бюджетом (общий долг составляет на 1 марта - 60,6 млрд.рублей), то выплата заработной платы отодвигается на неопределенные сроки. И это при том, что подавляющая часть крупных предприятий области имеют двух- трехмесячную задолженность по зарплате. По данным Совета хозяйственных руководителей, общий объем невыплаченной зарплаты на 1 марта составляет 180 млрд. рублей.

Распоряжение губернатора N 365 позволяет до 30% денежных средств на расчетном счете использовать на выплату заработной платы, детских пособий, командировочных, покупку горюче-смазочных материалов. Однако этот документ может быть использован только теми предприятиями, которые наращивают объемы производства, платят налоги и зарплату. Этим критериям, по мнению администрации, соответствуют только 82 предприятия области. Количество этих предприятий после 1 апреля, по утверждению г-жи Куимовой, изменится. Точное их количество будет известно после анализа выполнения требований распоряжения 365 департаментом по экономике.

У распоряжения 365 был документ-предшественник, распоряжение 15, позволяющее резервировать до 50% средств на указанные нужды тем же 82 предприятиям. По данным комитета по экономике обладминистрации, 82 предприятия, воспользовавшиеся льготами по 15 распоряжению, сумели погасить задолженность в бюджет в феврале на 14,5 млрд. руб., и это при том, что только 12% средств предприятия получали деньгами (остальное - бартером).

При всей экономической необходимости губернаторского распоряжения его сепаратистский смысл очевиден и может обернуться для области пренеприятными последствиями в виде лишения финансовых поддержек центра. Никакие надежды на смену власти не оправдываются, ведь федеральный бюджет на 1996 год утвержден. Впрочем, при неуважении к законам, свойственном российским чиновникам, всякое возможно.

Между тем, Совет хозяйственных руководителей (СХР) 20 марта пошел в своих решениях еще дальше. Кроме просьбы к федеральным властям о приостановлении 855 статьи ГК, СХР просит снизить процентную ставку по банковским кредитам, выдаваемым для пополнения оборотных средств до уровня инфляции.

Трудно понять, какими расчетами индекса инфляции руководствуются директора (в зале при обсуждении этого вопроса предлагалась кредитная ставка и в 30% годовых), но Центробанк, формируя учетную ставку, завышает цену денег совсем незначительно. Ставка рефинансирования и есть настоящий уровень инфляции. Что касается требований, выдвинутых СХР областной власти, то они также полны радикализма.

Помимо требований об отсрочке задолженности предприятий по налогам, уже нашедших свое отражение в 365 распоряжении губернатора, директора попросили обладминистрацию установить: единый налог в областной и местный бюджеты, а пока он не установлен, снизить общий объем налогов на 20%, также снизить налог в дорожный фонд до 1 %. Налог в дорожный фонд 3% от оборота является наиболее тяжелым для предприятий.

При этом интересно, что, попросив заморозить 855 статью ГК, директора намерены требовать погашение задолженности бюджета с учетом индексов инфляции в соответствии со статьей 533 ГК. Подобная непоследовательность Совета хозяйственных руководителей вызывает недоумение.

В обращение СХР к властям не вошла просьба о передаче соцкультбыта по причине того, что с подобной просьбой руководители предприятий обращались к правительству неоднократно. Однако директор <Искожа> Александр Иванов заявил на Совете о том, что, если соцкультбыт не будет передан, то следующей осенью и его предприятие не будет отапливать жилье <Искожа>.

   Вера ЯКУБОВИЧ


Номер от 29.03.1996


Hазад