Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель'

Hомер 20 за март 1996 года.

Культура

 •• <Мы это дело будем посмотреть...>

Кировский областной клуб кинолюбителей делает уже не первую попытку проведения конкурса сценариев короткометражных фильмов. На этот раз ее удалось довести до логического завершения - подведения итогов и награждения победителей.

Всего 6 сценариев, а насколько велика разница в уровне, в представлении о том, что такое кинематографичность. Ведь это не просто сценарий короткометражного фильма, что предполагает особую насыщенность как глубокими мыслями и чувствами, так и чисто зрительным рядом.

Любовь автора к старинным уголкам родного города чувствуется в сценарии <Монологи>. Он поэтичен по языку, вот бы и кино язык стал так же многогранен (здесь явная опасность скатиться в банальность, с одной стороны, - <шуршащие шины автомобилей, пролетающих по новым проспектам>, а с другой - в способности передать на пленке безусловно эффектные образы вроде <сияющего небосвода, где воздух, как вздох Святого Духа>). А вот сцены в недавно открытом (и, увы, уже закрытом) антикварном магазине <Наше наследие> могут стать главной ностальгической мелодией фильма в ненавязчивых раздумьях о быстротекущем времени.

Тема добра, отношения к жизни и смерти, сочувствия и сострадания решена в сценарии <...Жить на свете стоит> с таким мелодраматическом пережимом, что отдельные сцены вызывают обратный эффект, как наиболее <слезливые> места в мексиканских и бразильских телесериалах. Спасти этот сценарий можно только решительным сокращением едва ли не половины сцен и ослаблением лобовой нацеленности на мораль с разжевыванием того, <что такое хорошо и что такое плохо>.

Самым оригинальным в литературном плане стал сценарий <Не переполняй чашу...> Вернее, это цикл вполне модернистских новелл, зачастую весьма кинематографичных. Вот только, какой новый Тарковский сумеет воплотить на пленке <похожесть на торнадо> или пресловутое <время М>? Но в появляющемся в одной из новелл некоем <серебристом квадратике>, возможно, и есть изюминка, которая и составляет секрет кинематографа.

Особо выделил бы сценарий под эпиграфом <Помни о них, ибо все под Богом ходим>. Вот где тема сострадания (в отличие от сценария <...Жить на свете стоит> с его прямым воздействием на слезные железы на уровне рефлексов) решена тактично, умно, да и просто красиво! Здесь, в отличие почти от всех других вышеназванных сценариев, появляется и подтекст, и второй план с размышлением о непреходящести духовных ценностей, которые не зря называют вечными.

Лучшим, по мнению жюри, стал сценарий <Раннее утро> именно потому, что он наиболее кинематографичен: краткость и в то же время (простите за каламбур) большая временная протяженность сюжета, вечная и острая тема духовной связи поколений и отсутствие ее лобового решения, четкая выстроенность сюжетной линии и остающаяся в ней загадка, дающая простор для зрительской фантазии. Даже в самом тексте сценария автор предусматривает киноприемы (панорамы, наплывы, стоп-кадры), которые обещают сделать фильм не только глубоким по мысли, но и зрелищным.

Итоги конкурса были подведены 26 марта. Среди авторов сценариев (а они представлялись на конкурс анонимно) оказались и люди известные - журналист <Педагогических ведомостей> В.Попов, артист Театра на Спасской В.Замашкин, президент <Общества друзей Дюма Кировской области> Е.Светливская-Осокина и совсем юные -первокурсница кировского факультета МГЮА Е.Антонова, учащийся медицинского колледжа С.Криницын. У Сергея, кстати, есть своя видеокамера, и он уже пробует снимать фильм о старой Вятке. Всем участникам были вручены видеокассеты. А лучшим был признан сценарий Виктора Замашкина, по которому патриарх местной киносценаристики тележурналист Юрий Авдеев предложил снять... мультфильм.

Пожелание участникам конкурса было одно - дерзать дальше и додерзать до съемки фильма по собственному сценарию. Как заверили руководители клуба кинолюбителей, они готовы предоставить в бесплатную аренду комплект профессионального оборудования для кинопроизводства. А потому не исключено, что прочитанное доведется и посмотреть...

   Валерий ФОКИН, член жюри


Номер от 29.03.1996


Hазад